119034, Москва, ул. Остоженка, д. 6, стр. 2
+7 (495) 933-06-92
rosi-as@mail.ru

Личный кабинет

Стать участником

Реклама

ВЛАДМИВА

IDS - 2019 в Кельне

Ассоциация "Стоматологическая Индустрия" формирует объединенный стенд с экспозицией российских производителей стоматологической продукции

 

3056099-2-capture

Стоматология России

Выпуск № 3. Газета Стоматология России, Сентябрь 2018

ИНТЕРВЬЮ: "В БУДУЩЕМ ПРИДЕТСЯ УЖЕСТОЧИТЬ СИСТЕМУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ГОСЗАКУПОК" - ЗАМГЛАВЫ МИНФИНА

12-09-2018

НА ФОТО: Заместитель министра финансов РФ Лавров Алексей Михайлович

 

Москва. 6 сентября. ИНТЕРФАКС - Огромная часть российской экономики так или иначе связана с госсектором - либо напрямую, через закупки госзаказчиков, либо опосредованно, через закупки госкомпаний. По итогам прошлого года общий объем госзакупок и закупок госкомпаний составил 34 трлн рублей. Законодательство, регулирующее эту сферу, претерпевает постоянные изменения. Последние масштабные поправки, которые в полном объеме вступят в силу с января 2019 года, предусматривают электронизацию всех госзакупок и упорядочивание закупок госкомпаний. О ситуации в сфере закупок госзаказчиков и госкомпаний, а также о ближайших планах по ее развитию рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Московского финансового форума-2018, на котором состоялась панельная дискуссия "Цифровые государственные закупки".

- С 1 июля вступили в силу масштабные поправки к законодательству о закупках и с 1 января 2019 года они станут обязательными для всех госзаказчиков. Каковы первые результаты электронизации госзакупок?

- К настоящему времени по новым правилам решили проводить закупки 240 госзаказчиков, разместивших около 500 извещений. Это не много, но так и предполагалось. Главное, что такие заказчики появились, интерес к проведению всех закупок в электронной форме есть. Сейчас, по сути, идет тестовая отработка всех нововведений.

Новые правила проведения закупок необязательны для заказчиков - они получили право проводить закупки, процедуры которых строго регламентированы законом, в электронном виде. С января это станет обязательным для всех.

- Можно ли на основании первых результатов делать выводы об эффективности новых правил?

- Пока об этом рано говорить. Сейчас у нас есть только качественное сравнение электронных и бумажных закупочных процедур, сделанное на сравнении электронных аукционов, которые уже давно применяются в контрактной системе, с другими закупочными процедурами. Закупки в электронном виде проводятся быстрее, с меньшим числом ошибок и т.п. Первые итоги и сравнение эффективности электронных (проведенных по новым правилам - ИФ) и бумажных закупок планируем подвести по результатам третьего квартала - эти данные будут включены в соответствующий доклад о мониторинге госзакупок.

- Нововведения редко обходятся без ошибок, проблем, сбоев - в истории Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок такие примеры уже были. Как прошел запуск нововведений в этот раз?

- Значимых проблем не было. Собственно для предотвращения возможных сбоев и ошибок и был предусмотрен поэтапный ввод нововведений, чтобы заказчики и участники закупок могли постепенно освоиться с ними. Считаем, что это вполне удалось.

Тем не менее, в свете электронизации закупочных процедур и запуска новой финансовой модели проведения самих закупок было выявлено несколько задач, требующих оперативного решения. Так, у нас возникли вопросы по поводу режима использования спецсчета (предназначен для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках) - что можно делать со средствами, которые размещены на счете? Мы считаем, что раз они блокируются на спецсчете в рамках госзакупок, то должны обладать определенным иммунитетом от любых действий, не связанных с госзакупками. Сейчас в законодательстве этот момент не зафиксирован, и нам необходимо этот вопрос проработать, и, вероятно, в самом 44-ФЗ прописать закрытый перечень действий, которые можно совершать со средствами, размещенными на спецсчете. Планируем решить этот вопрос в осеннюю сессию.

Также остается открытым вопрос взимания платы оператором электронной торговой площадки (ЭТП) с победителя закупки. Пока мы исходим из концепции, что взимание платы происходит в добровольном порядке с использованием средств обеспечения исполнения контракта.

Однако, что делать в случае отсутствия обеспечения? В перспективе, все шире в качестве средств обеспечения будут применяться банковские гарантии. Кроме того, для закупок объемом до 1 млн рублей уже сейчас не требуется никакого обеспечения. Что делать, если победитель не платит оператору за указанные услуги? Пока исходим из того, что один раз не заплатил и больше не сможешь принимать участие в закупках на этой ЭТП.

В будущем, очевидно, придется создавать более жесткую систему ответственности. Например, за счет обмена соответствующей информацией между площадками. Чтобы долг перед одной площадкой был процедурным основанием для отказа в участии в закупках на всех площадках. Этот вопрос также требует законодательного регулирования.

Также считаем целесообразным полностью унифицировать закупки госкомпаний у субъектов МСП с аналогичными нормами, которые действуют в 44-ФЗ. Поскольку такие закупки госкомпании должны будут проводить на универсальных ЭТП (отобрано 8 площадок, которые в настоящее время проходят проверку на соответствие требованиям 44-ФЗ - ИФ) в соответствии с правилами и порядком, прописанными в законе "О контрактной системе", то логичным будет определить для таких закупок и соответствующие закупочные процедуры.

Помимо этого важен еще один документ - о едином порядке регистрации участников закупок в ЕИС, принятие которого позволит централизовать и анализировать данные об участниках закупок. В том числе, выявлять лиц, действия которых содержат признаки картельных соглашений.

- Какие еще первоочередные задачи сейчас решаете?

- У нас сейчас два важных законопроекта в высокой степени готовности. Рассчитываем на их принятие в осеннюю сессию. Один из них предусматривает внесение поправок к 223-ФЗ, которые должны установить исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе требовать от субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичная норма имеется в 44-ФЗ. Это существенным образом упростит участие малого бизнеса в торгах госкомпаний.

Также имеются поправки к 44-ФЗ. Они предусматривают уменьшение размера обеспечения контракта по мере его исполнения - выполнения отдельных этапов работ с целью снижения финансовой нагрузки на поставщика (подрядчика, исполнителя), связанной с необходимостью замораживания средств обеспечения исполнения контракта на весь срок работ, особенно в случае крупных контрактов.

- В настоящее время, помимо добровольного тестирования госзаказчиками механизма проведения закупок в электронной форме идет другой эксперимент - по электронизации закупок малого объема (до 100 тыс. рублей или до 400 тыс. рублей). Каким Минфин видит дальнейшее развитие этого направления?

- Если говорить о закупках малого объема, то действительно, сейчас реализуется совместно с госкорпорацией "Ростех" пилотный проект, в рамках которого создан и запущен Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка". Окончательные выводы и соответственно планы по развитию направления мы пока не готовы сформулировать. Собственно на основании результатов этого проекта будем определять направления правового регулирования закупок малого объема. Первые результаты применения агрегатора планируем подвести во второй половине сентября.

Мы изначально исходили из того, что если в сфере закупок малого объема и будет агрегатор с функцией проведения торгов, то он не должен быть один - конкуренция должна быть и в этой сфере, как она есть между ЭТП в рамках стандартных закупок.

Также необходимо учитывать, что во многих регионах есть свои аналоги электронных магазинов - различные сервисы по организации закупок малого объема. Насколько у них единые или схожие процедуры, правила работы, мы пока не можем сказать. Сейчас есть единственный вывод - спрос на такие системы есть.

- Есть ли у Минфина видение дальнейшего развития контрактной системы?

- Что касается дальнейших перспектив, то к настоящему времени подготовлена концепция повышения эффективности бюджетных расходов - общего стратегического документа Минфина, который должен быть утвержден правительством. В состав этого документа входит стратегия развития контрактной системы. Одно из основных направлений этой стратегии предусматривает работы по упрощению механизма планирования закупок (один документ вместо двух), упорядочивание систем нормирования и определения НМЦК (начальной максимальной цены контракта - ИФ) на основе данных Каталога ЕИС и системы рефренных цен. Кстати, сам Каталог должен быть сформирован в полном объеме в течение ближайших двух лет.

Еще одно направление - упрощение закупочных процедур. Здесь, кстати, рассчитываем использовать результаты пилотного проекта по закупкам малого объема. То есть, речь идет о возможности использования механизма электронного магазина для проведения не только закупок малого объема. Осторожно и поэтапно - вначале, вероятно, по отдельным категориям закупок. Идея в том, чтобы большую часть заказчиков, особенно мелких, освободить от проведения сложных и для них избыточных процедур за счет перевода на систему подтвержденных предложений (электронный магазин - ИФ).

В самих закупочных процедурах предполагается упростить требования к заявкам участников закупок, реализовать принцип права передачи контракта следующему участнику закупки, в случае невозможности исполнения контракта победителем торгов.

До конца года планируем создать при Минфине совет по контрактной системе, в который намерены пригласить, в том числе специалистов и экспертов рынка закупок. Сейчас у нас есть механизмы по сбору информации о системе закупок со всех заинтересованных сторон, но нет площадки для обсуждения этой информации, по выработке предложений по развитию сферы закупок. Рассчитываем, что такую задачу сможет взять на себя совет.

- Если говорить об экспертах и специалистах, то насколько система подготовки кадров в сфере закупок справляется со своей задачей? Нет ли необходимости в ее совершенствовании?

- Есть профстандарты, есть система подготовки и переподготовки кадров. Проблема в другом - она не успевает за изменениями законодательства в сфере закупок и его правоприменением. Решение проблемы видим в переводе мелких заказчиков на работу с электронными магазинами.

Кроме того, заказчики неэффективно используют механизм централизации закупок. Речь идет о процедурной централизации, механизм которой заложен в действующем законодательстве, но недостаточно используется.

Сегодня мы имеем очень большое число заказчиков, контрактных служб, которые сложно администрировать, и над этой проблемой необходимо работать. В том числе, за счет упрощения процедур, перевода части закупок в формат электронного магазина.

Также для улучшения ситуации с уровнем подготовки специалистов и их информирования о нововведениях планируем создать библиотеку лучших практик для различных категорий заказчиков. Помимо этого планируем широко участвовать в уже существующих мероприятиях в сфере закупок - начиная от Московского финансового форума и заканчивая форумом "Госзакупки". Также планируем активизировать участие Минфина в региональных мероприятиях.

- Говоря о перспективах развития контрактной системы, вы не коснулись вопросов использования новых технологий в этой сфере, автоматизации закупок, на необходимость которой указывает ФАС. Какую позицию по этим вопросам занимает Минфин?

- Автоматизация закупок необходима, и ее важность, как в рамках контрактной системы, так и в рамках закупок госкомпаний, будет расти. Но и роль человека в этой сфере останется высокой - во многих случаях избежать участия человека невозможно. Концептуально мы поддерживаем идею автоматизации сферы закупок как вектора развития. Но полная автоматизация, по нашей оценке, невозможна и неправильна.

Что касается новых технологий, то в той или иной мере они уже успешно применяются в ЕИС. Та же технология блокчейн - по факту, ее отдельные элементы используются в системе закупок. Речь идет, например, о хранении информации в нескольких распределенных базах данных: операторов ЭТП, различных ГИС, заказчиков, участников закупок.

Пока у нас нет ясности, необходимо ли какое либо законодательное регулирование использования этой технологии. В том числе потому, что сейчас понятие "блокчейн" не закреплено на законодательном уровне. До получения результатов практического применения блокчейна в других сферах нам сложно понять, что может дать нормативное регулирование использования этой технологии, и что это может за собой повлечь.

В то же время будем развивать интеграцию различных баз данных и информационных систем с использованием механизмов, которые используются в блокчейне - единоразовость ввода данных, неизменяемость данных и пр.



вернуться к списку новостей

Реклама

ПОЛИСТОМ

События декабря - 2018

04-06 – выставка «Дентал-Экспо. Екатеринбург»

екатеринбург1

 

07.12 – Празднует свое 45 - летие Генеральный директор  ООО «Кристалл» г. Казань - Зимулин А.В.

Кристалл

 

10.12 – День рождения Генерального директора "Геософт-Дент" - Гофштейна В.А.
Геософт

 

12-14 – выставка «Современная стоматология. Дентал- Экспо.Ростов»

Современная стоматология. ДЕ - Ростов

 

13.12 – Празднует день рождения Бондаренко В.Д. и его компания "Стоммат"

 

 

18.12 – заседание Совета, посвященное подведению итогов работы Ассоциации за 2018 год

 Логотип РоСИ без флага и russian новый-1

 

21.12 - 12 лет компании ООО «Новгодент» - Генеральный директор Новгородский С.Е.

 

21.12 – Празднует день рождения Генеральный директор "Имплант и Кость" - Кушер М.Ю.

имплант и кость

 

30.12 – Празднует свое 40-летие Генеральный директор "СТАМИЛ.РУ"  Смоленский О.Н.

Наши партнеры

  • Общественная Организация Малого и Среднего Предпринимательства
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  • ДенталЭкспо
  • Стоматология сегодня
  • Стоматология России
  • Дентима Краснодар
  • Дентал-Экспо Ростов
  • 240х100_подробнее
  • нижний новгород
  • волгоград2
  • стомат спб
  • екат2
  • дентал салон
  • уфа
  • омск2

© Copyright 2000 - 2018. Ассоциация торговых и промышленных предприятий стоматологии «Стоматологическая Индустрия» (РОСИ).
119034, Москва, ул. Остоженка, д. 6, стр. 2
+7 (495) 933-06-92; +7 (968) 372-78-00