04-12-2020
Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов в колонке для “Ъ” настаивает на том, что эпидемия и кризис — неподходящее время для дискуссий о необходимости господдержки. Бизнес-омбудсмен требует помочь пострадавшим компаниям сейчас, а споры отложить на время, когда все кончится.
Кончается год. Постепенно кончается антикризисная поддержка бизнеса. А пандемия продолжается. Специалисты — и в России, и вне России — рассуждают о том, что в этой ситуации следовало бы делать власти. Я омбудсмен, и в стороне от обсуждения оставаться не могу.
Мы проводим опросы предпринимателей по всей стране. Они дают неутешительные итоги: частный бизнес смотрит в будущее со все большим опасением. Не только тот, который официально признан пострадавшим.
И вопрос о том, все ли сделало государство, что могло, никуда не делся. Власть предпочитает отвечать на него положительно. Сплошных ограничений и закрытий, как было весной, нет, так что бизнес как-нибудь выплывет сам, говорят они. И предпочитают дальнейшую помощь оценивать не в рублях, а в более косвенных показателях вроде снижения административных издержек. Само по себе это очень правильно, правительство, однозначно, двигается в нужном направлении. Но вопрос о денежной помощи снимать рано.
На этом этапе обсуждать можно три вопроса. Первый — сколько можно потратить. Второй — на кого. Третий — с какими целями.
Всемирный банк не так давно выдал свое видение обоснованности бюджетных затрат на поддержку МСП в России. Их резюме — поддерживать надо не всех, а только эффективных, тех, за кем останется новое, более продуктивное будущее. Взгляд, конечно, верный. Но только снаружи, а не изнутри. Глядя изнутри, нельзя отбрасывать в сторону социальную подоплеку и оставлять тех, кому не повезло, наедине с судьбой. Частный бизнес не закладывал в планы все, с чем столкнулся в этом году. Это чистый форс-мажор. Да, можно сказать «мы вас не просили создавать бизнес и ничем вам не обязаны», но мудро ли это будет?
Как видите, отвечать на собственные вопросы я начал с конца. Это был ответ на третий вопрос — зачем помогать. Затем, что любые вливания такого характера по эффекту будут равноценны воде для пересыхающего растения.
Давайте все-таки «подставим костыль» тем, кому это очень нужно. И найдем ответы на первый и второй вопросы — сколько и на кого потратить. Мы предложили три меры: прощение недоимки по налогам по состоянию на 1 ноября для всех, чья выручка за последние полгода упала на 30% и более; продление субсидий на зарплату в размере МРОТ для тех, кто работать не мог из-за ограничений, плюс смягчение требований к параметрам льготного кредитования под 2%. Оценка дополнительных бюджетных затрат на эти меры — около 400 млрд руб. Немало, но и не столько, чтобы пойти на это нельзя было в принципе.
А теперь пришла пора поговорить о том, не ведет ли все это к невиданному прежде патернализму, или «корпоративному государству», как его определил “Ъ”. Повторюсь: пока бушует эпидемия, подходить к ситуации с обычными мерками вообще нельзя.
Ну а когда медицинские страсти более-менее улягутся, можно будет с трезвой головой вспомнить советы Всемирного банка. Ведь мы все патриоты и все хотим, чтобы экономика России, наконец, эволюционировала в нечто более совершенное, чем сейчас.
Опасения, что «суперкорпоративное государство» станет вручную раздавать деньги избранным предприятиям МСП, я не разделяю. Во-первых, масштаб не тот, для ручного управления есть куда более простые и масштабные схемы. Во-вторых, существует способ настроить систему на естественное развитие. Главное — правильное целеполагание. На этой стадии вопрос ставится уже не так — помогать слабым или сильным.
Российский МСП должен вырасти, и в первую очередь — за счет производства и услуг. Мы выделяем конкретные сектора и направления, в которых, будем мягко выражаться, потенциал реализован не конца. «Экономика простых вещей» — импортозамещение не на словах, а на деле. Фермерские хозяйства и сельхозкооперация. «Двухэтажная Россия» — массовое строительство и производство стройматериалов. Углубление переработки сырья. Хайтек. Внутренний туризм.
И, говоря об ускоренном развитии этих направлений, даже не стоит использовать слово «помогать». Скорее — стимулировать рост набором специфических мер. Скажем так, инвестировать из бюджета в рост будущей налоговой базы, рост занятости, рост доходов населения, рост социального благополучия и политической устойчивости.
Но это уже другая история. А пока, уважаемое государство, давайте не бросим людей в беде.
Источник: КоммерсантЪ
прямая ссылка на новость